Урок литературного чтения в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение 

Безменовская средняя общеобразовательная школа

Черепановского района Новосибирской области 

 

Урок литературного чтения в 3 классе по образовательной системе "Школа 2100"

 

                 

          Урок литературного чтения в 3 классе

                       по образовательной системе «Школа 2100»

 

Тема: «Обобщающий урок по 5 разделу «Глухая пора листопада…»

Цель: обобщить наработанный материал по произведениям раздела «Глухая

           пора листопада…»;

           создать условия для эмоционального восприятия материала;

           развитие устной и письменной речи учеников, их творчества;

           показать единство природы и человека.

Оборудование: рисунки детей на осеннюю тему; иллюстрации «золотой»

                            осени и осени «серой, мокрой, скучной»; таблички с

                            фамилиями авторов, названиями произведений, жанрами;

                            конверт желтого цвета; творческие работы учеников;

                            кроссворды; осенние листья для поощрения учащихся; книги

                            о природе для выставки.

                                             Ход урока

I.                   Оргначало – 1 мин.

   - Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.

 

II.                Речевая разминка – 3 мин.

    1. – Прочитайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад»

        вслух, каждый в своем темпе:

                          Лес, точно терем расписной,

                          Лиловый, золотой, багряный…

    2. – Прочитайте выразительно стихотворение, передайте восхищение, 

        ощущение простора в осеннем лесу.

    3. – Сейчас сделаем логическое ударение на слове «лес», «терем»,

        «золотой».

 

III.             Формулирование темы, цели – 3 мин.

          1.– Когда бывает лес таким, каким его увидел Иван Бунин? (Осенью)

             - А в каком разделе мы знакомились с произведениями об осени?

               («Глухая пора листопада…»)

             - Мы закончили работу над произведениями 5 раздела «Глухая пора

                листопада…», и в гости к нам пожаловала сама героиня – Осень,

                ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого

                раздела. Но в гости к нам пришло две осени. Угадайте, какие?

1.     Пришла без красок

И без кисти,

И перекрасила

Все листья.

Зажгла огней рябиновых костер.

То – щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем. (Золотая Осень)

                  2.  А это что за девица?

                       Густым туманом стелется,

                       Поет с ветрами песни до зари.

                       И зябко с ней, и голодно,

                       В душе тоска и холодно.

                       Все засыпают, угасают дни. (Осень серая, мокрая, скучная)

                      Открываются иллюстрации осени на доске.

               - Как вы думаете, почему сразу две Осени сегодня у нас в гостях?

    2. – На уроке рисования вы изобразили разную осень. Разместите свой

           рисунок рядом с той осенью, которую вы нарисовали.

                                            Выставка рисунков.

        - Благодаря вашим рисункам, в классе создалась осенняя атмосфера, и

          несмотря на то, что на улице лежит снег, мы снова вернулись в осень.

          Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

       -  Верно, нам на уроке предстоит ответить на вопрос, какая она – Осень –

          «унылая пора» или «очей очарованье»? Мы для этого вновь

          перелистаем страницы учебника, вспомним, какие поэты и писатели

          описывали осень, прочитаем, любимые стихи об этом времени года,

          послушаем строчки ваших сочинений. За хорошие ответы вы получите

          осенний листочек.

 

IV.            Обобщение – 30 мин.

          1.– А теперь я предлагаю вспомнить авторов произведений, которые

мы изучали в этом разделе. Назовите их фамилии.

           По мере называния, на доску вывешиваются таблички с фамилиями.

             - Теперь вспомним названия произведений и их жанр. На партах

               лежат карточки с названиями произведений и жанров.

               Посовещайтесь в парах и соедините их с авторами.

                                            Работа в парах.

          2.– Определите по ключевым словам, какое это произведение:

          Бывшая баня, густой сад, высокий частокол, западня для котов, кукан

          с рыбой, застигнутые врасплох, просят пощады, облетающий сад.

             - Верно, это ключевые слова к 1 части рассказа К. Паустовского «Мой

               дом». Давайте вспомним 2 часть этого рассказа, послушаем ее

               пересказ.

                                   Пересказывает 1 ученик.

             - Почему сентябрьский денек автор называет пустынным?

             - А почему он испытывает счастье?

               ( Он общается с природой, отдыхает, у него рождаются мысли).

             - Мы прочитали несколько произведений К. Паустовского в разных

                разделах, что объединяет их?

              ( Он писал о взаимоотношениях человека и природы с мягким

                юмором, по доброму ).

          3. Выпадает желтый конверт.

              - Что это такое?

              - А откуда он к нам пришел? От кого?

              - Кто об этом написал? (Г. Сапгир «Четыре конверта»)

              - Я просила вас дома написать письма от имени других животных

                леса. Прочитаем их.

                                                 Чтение писем

              - Соберем все послания в конверт на память об осени и поместим на

                доску.

                        ФИЗМИНУТКА под стихотворение Ю. Мориц.

 

            4. В октябре, в октябре –

                Частый дождик на дворе,

                На лугах мертва трава,

                Замолчал кузнечик.

                Заготовлены дрова

                На зиму для печек.

                - С каким произведением из раздела «Глухая пора листопада…»

                  созвучно это стихотворение?

                  ( К. Паустовский «Прощание с летом» )

                - Зачитайте строки из рассказа, подтверждающие вашу мысль.

                                          Выборочное чтение.

                - Какое настроение у героев было в такие дни?

                - Какое чудо произошло однажды осенней ночью?

                - Почему мы считаем это чудом?

                - С кем сравнивает Паустовский землю? Почему?

           5.  - А что было утром? Прочитаем 3 часть еще раз, по ролям. (с. 187)

                                             Чтение по ролям.

           6.  - Кто из вас расскажет деду Митрию, как встретил нас лес? Кто

                  хочет прочитать отрывок наизусть?

                                   Чтение отрывка наизусть.

7.     – Но не только в классе на уроке вы знакомились с произведениями об осени, дома вы тоже читали стихи и рассказы на эту тему. В этом мы убедились на уроке внеклассного чтения. Давайте еще раз вспомним строчки отдельных произведений.

                      2 стихотворения – 2 разные осени

8. Звучит запись песни «У природы нет плохой погоды».

    У природы нет плохой погоды,

    Каждая погода – благодать.

    То, что предназначено природой,

    Надо благодарно принимать…

  - Как вы понимаете эти строчки из песни?

  - Послушаем в заключение общее сочинение на тему «Разная осень»,

    которое было составлено из строчек ваших сочинений об осени,

    которое потом запишем в литературный альбом.

                                                  Разная осень.

        Осень бывает разной. (Фельк Наташа) Сначала стояла теплая погода. По синему небу плыли облака. Деревья стояли в разноцветном наряде. Начинался листопад. Красные, желтые листья ложились к моим ногам. (Скворцов Алеша) На это так приятно смотреть! (Печина Аня) Когда дул ветерок, листья кружились в воздухе. Значит, уже наступила золотая осенняя пора. (Никишина Катя) Люди в это время копают картошку, собирают грибы. Ученики идут в школу. (Тимофеев Дима)

        С каждым днем осень все больше и больше входила в свои права. (Болдуев Саша) Дожди стали лить чаще. Солнце светило реже. На улице становилось холоднее. (Никишина Катя) Была слякоть, лужи.(Фельк Наташа) Дни стали короче. (Рейхарт Алена)

        Деревья уже почти облетели, на голых ветках рябин ярко алели гроздья ягод. Прилетели зимующие птицы. Земля приготовилась к зимней поре. Все замерло в ожидании зимы. (Болдуев Саша)

 

V.               Итог – 6 мин.

         1.– Таким образом, мы с вами в конце урока можем ответить на вопрос,

              «Какая бывает осень?»

            - Верно, осень бывает разная, но каждый период осени красив по-

              своему и приносит нам радость и очарование.

         2.- Все вы потрудились сегодня хорошо, Осень принесла вам свои

              последние подарки – осенние листочки, пусть они напоминают вам

              об этом прекрасном времени года в холодные зимние дни.

         3.- Индивидуальное разгадывание учениками кроссвордов «Осень».

 

VI.            Домашнее задание – 2 мин.

1.     Выставка книг.

2.     Предложение посетить библиотеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 3 классе

                      по образовательной системе «Школа 2100»

 

Тема: «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Э. Григ «Пэр Гюнт»

Цель:  показать, как рождается музыка, как может она воздействовать на

            слушателя, о чем может рассказать;

            наблюдать за стилем К. Паустовского;

            работать над развитием монологической речи учащихся;

            учить слушать, понимать музыку и выражать свои мысли и чувства.

Оборудование:  портреты Э. Грига и К. Паустовского;

                             иллюстрации с изображением картин норвежской природы

                             осенью;

                             проигрыватель и пианино;

                             шишки, корзина, грибы.

 

                                              Ход урока

I.                  Оргначало

1.     Настрой на урок чтения с элементами интеграции.

2.     Сообщение темы, целей.

 

II.               Новый материал

         1.Чтение 1 части рассказа подготовленными учениками по ролям на

            фоне музыки. Учитель играет на пианино пьесу.

 

         2.Беседа по вопросам учителя, направленная на проверку уяснения

            смысла прочитанного (выборочное чтение):

            - Как звали композитора?

            - Как выглядела природа?

            - Кого встретил Эдвард Григ?

            - Почему девочка не испугалась незнакомого человека?

            - Какой подарок композитор решил преподнести Дагни?

            - Почему сейчас он не мог подарить девочке музыку?

 

         3.- На страницах учебника мы встретились с замечательным

              норвежским композитором Эдвардом Григом. Каким он был и какие

              произведения написал, мы узнаем из рассказа Елены Валентиновны.

              Рассказ музыкального работника о жизни и творчестве Э. Грига.

              - Эдвард Григ родился в 1843 году, а умер в 1907 году. Красоту

                 скандинавских напевов, издревле звучащих на скалистых берегах

                 Норвегии, во второй половине XIX века узнал весь мир, благодаря

                 Григу. Григ открыл миру сокровищницу Норвежских мелодий. Он

                 был не только композитором, но и пианистом, дирижером,

                 музыкальным критиком, музыкальным просветителем и это

                 позволяет поставить его в один ряд с Шуманом, Мендельсоном,

                 Листом. Григ был обаятельным, сердечным человеком и в то же

                 время очень принципиальным в отстаивании своих идей. Все

                 произведения Грига посвящены Норвегии. Главная тема его

              произведений – тема Родины. Он любил свою Родину, ее леса, озера,

              реки. Григ говорил: «Я черпал богатые сокровища в напевах моей

              Родины и из этого до сих пор неисследованного источника

              норвежской народной души пытался создать национальное

              искусство». Григ показывает и раскрывает тему Родины с разных

              сторон. В зарисовках природы – «Птичка», «Бабочка»; в картинках

              народного танца – «Норвежские танцы»; в сказочно-фантастических

              образах -  «Шествие гномов», «В пещере горного короля». Григ был

             автором более 120 романсов и песен. Он писал их на протяжении всей

             жизни. Умер Григ в Норвегии, живя на холме троллей.

 

    4.– А что же было дальше? Как создавал композитор музыку для Дагни?

Чтение учителями выпущенной части о создании музыки.

 

    5. Беседа по прочитанному:

         - На что был похож дом композитора? Почему?

         - С чем сравнивает К. Паустовский звук струны?

         - Как долго Э. Григ писал музыку?

         - Кто его подслушивал, когда он играл на рояле?

         - Почему он ценил этих слушателей больше всего?

 

   6. Чтение 3 части цепочкой подготовленными учениками.

         - Какое впечатление произвела на Дагни музыка, которую девушка

           слышала впервые, посвященную ей?

    7. Соотнесение музыки со словами из текста.

         - Вспомним еще раз картины, которые представлялись Дагни, когда она

           слушала музыку, посвященную ей.

         - Прослушайте отрывки из музыкальных пьес и зачитайте

           соответствующие слова из текста.

 

    8.– Сейчас давайте понаблюдаем, как К. Паустовский передает движение

          мелодии, при помощи какой части речи?

          (Глаголы – росла, подымалась, бушевала, неслась, срывала, качала,

           била) – нарастание, движение, сила.

       - С чем сравнивает писатель мелодию?

          ( порыв осеннего ветра )

       - Какие звуки мы слышим?

          (Звук пастушьего рожка, эхо, шум ветра, шум моря, шелест ветра).

     9. Прослушивание отрывка из произведения Э. Грига «Пэр Гюнт» к драме

         Ибсена ( с закрытыми глазами) – «Песня Сольвейг».

         - Что вам представлялось, когда вы слушали эту музыку?

                           Свободные высказывания детей.

III.   Итоги

       - Что вам больше всего запомнилось?

       - Что для вас было новым?

 

IV.  Домашнее задание

        - Нарисовать в тетрадях картину, которую представили во время

          прослушивания «Песни Сольвейг».

Дата последнего обновления страницы 14.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»